Преподаватель высшей категорий специальных дисциплин
Экономическое мышление – элемент общей системы мышления
*
Economic thinking is an element of the general system of thinking
Аннотация
В статье анализируется подходы к содержанию понятия «экономическое мышление». Представлены этапы зарождения экономического мышления. Предмет и метод истории экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Зарождение и становление классической политической экономии. Апогей развития классической политической экономии и ее завершение. Экономические взгляды и реформаторские концепции противников классической политической экономии. Маржиналистская (маржинальная) революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли. Возникновение неоклассического направления экономической мысли. Зарождение американского институционализма и теорий монополистической и несовершенной конкуренции. Теории государственного регулирования экономики.
Пeрeхoд oбщeства к рынoчным oтнoшением привел к неoбхoдимости развития экoнoмическoгo мышлeния общeства и, прeжде всeго молодeжи. Успeх рыночной экономики и обновлeние всех стoрoн обществeнной и личной жизни каждого чeловека во многом зависит от того, насколько полно будет реализован личностно-деловой потенциал, обеспечен простор для инициативы и развития способностей человека. Это не только главный источник движения общества, но и фактор удовлетворения потребностей личности. А это значит, что каждому работнику необходимо менять своё представление, обогащать знания, отказываться от многого из того, что прежде казалось оправданным и правильным. Выработка современного экономического мышления, адекватного рыночным отношениям, предполагает глубокое осознание существа всего качественно нового в рыночной экономике, критическое осмысление теоретических формул и опыта прошлого, глубокое общение современной практики развития зарубежных стран, преодоление сложившихся стереотипов мышления и др.
Анализ исследования по данной теме свидетельствует о нестабильности интереса ученых к данной проблеме. Данная проблема в последние годы, наиболее широкое освещение получила в работах экономистов Л.И.Абалкина, Л.С.Бляхмана, К.А.Улыбина, В.Д.Попова, и др.
Исследователями разрабатываются сущность экономического мышления, пути и способы познания экономических процессов и перестройки экономического поведения. Большая часть работ этих авторов направлена на изучение данной проблемы в условиях социалистического общества. В рамках профессионального подхода экономистов интересовали только отдельные аспекты экономического мышления методы экономического анализа и черты экономического поведения.
Объектом исследования видов мышления (политического, исторического, правового, эстетического, технического, педагогического, экономического) является логика развития, которую люди познают, руководствуясь общими законами диалектики.
Некоторые философы считают, что экономическое мышление – это всего лишь метафора, поскольку речь идет о приложении общих законов мышления к определенной деятельности. С данной точкой зрения нельзя согласиться, так как экономическое мышление имеет свою специфику, которая определяется объективно-субъективной связью.
Для нашего исследования интересны позиции И.А.Шумпетера, который рассматривает механизмы функционирования и развития рыночной экономики. Главной особенностью его концепции является то, что он анализирует причины динамических изменений и концентрирует внимание совсем на иных производственных факторах, чем те, которые традиционно рассматривала экономическая теория. По теории И.А.Шумпетера движущей силой развития в условиях рынка выступает предприниматель. Функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединить, комбинировать факторы производства.
Необходимо отметить, что у субъектов со сложившимся стереотипом мышления в условиях уравниловки наблюдается весьма примечательное равнодушное отношение и даже неприязнь к такой категории людей. Истинность данного вывода подтверждается массой фактов, которые мы не будем рассматривать, но отметим, что большинство таких хозяйственных субъектов, нарушая этические нормы истинного предпринимателя, еще больше создают антагонистическое настроение у других субъектов, что явно не способствует перестройке мышления в сторону современного.
Типичный предприниматель никогда не задается вопросом, принесут ли ему прилагаемые им усилия достаточную компенсацию в виде «прироста наслаждений». Его мало заботят материальные стимулы результатов труда, он старается получить удовлетворение от достигнутого, в то время как «предприниматель нашего типа» не может быть включен в схему «состояния равновесия» или движения к этому состоянию. Им руководят совсем иные мотивы, проявляются иные черты его характера. Аналогичное противоречие имеет место в отношении людей к конкуренции и частной собственности. Важное значение для экономического развития общества имеет отношение большинства людей к собственности и продолжительность опыта предпринимательской деятельности.
По мнению многих исследователей, путь разрешения социально-экономических проблем – не в разъяснениях и убеждениях, а в скорейшем овладении современным экономическим мышлением в условиях новых рыночных отношений, имеющих исключительно важное экономическое, социальное и политическое значение.
Формирование экономического мышления предполагает соединение достижений экономической науки, познания закономерностей развития производственной и социальной сферы с развитием общественных отношений, с воспитанием человека труда, занимающего активную творческую позицию в жизни.
Экономическое мышление не только отражает объективный мир, но и во многом творит его. Этим оно отличается от простой суммы экономических знаний, которые могут пассивно храниться в головах людей, не получая практического применения.
Характерной особенностью современного этапа развития является процесс формирования научного экономического мышления и превращения его обыденное мышление.
Л.С.Бляхман под экономическим мышлением понимает «опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности, включающее:
во-первых, познание системы объективных экономических законов и категорий, концепции перестройки и основанного на ней хозяйственного механизма;
во-вторых, усвоение полученных знаний, их превращение в убеждения и навыки (логические формы) мышления, мотивы деятельности;
в-третьих, реализацию этих убеждений, навыков и мотивов в экономическом поведении»; рассматривает экономическое мышление как духовный компонент экономической культуры общества.
Некоторые авторы понимают экономическое мышление как способность человека познавать, осмысливать экономические явления, умение оперировать экономическими законами в реальной экономической деятельности.
Современные научные данные подтверждают вывод А.В.Ерахтина, что в генетическом аспекте «мышление» вообще («экономическое мышление», в частности) является более широким понятие «сознание» («экономическое сознание»), «которое проявляется вместе с высшей формой мы, мышления – понятийной, выступающей определяющим компонентом сознания».
Экономическое мышление и экономическое сознание непосредственно связаны с экономикой. Экономическая практика, экономические отношения, выступая в качестве объекта экономического мышления, определяют его специфику. Так данная форма мышления воспроизводит экономическую жизнь в собственно специфических экономических понятиях, категориях и законах, в определенной исторической и логической последовательности, соотносит их с экономической действительностью. К.А.Улыбин считает, что «экономическое мышление - есть отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи». Чем, по его мнению, содержательнее, разнообразнее и сложнее процессы общественного производства, тем более развитым будет и экономическое мышление.
С таким подходом к определению сущности рассматриваемой нами проблемы мы не можем согласиться. В данной формулировке, на наш взгляд, экономическому мышлению отводиться созерцательная роль, а процессу развития и становления его придается второстепенное значение.
Известные педагоги А.И.Пискунов, А.И.Яковлева едины во мнении, что сущность мышления учителя детерминирована особенностями его социального статуса в обществе как личности, идейными установками и целями педагогический деятельности. Вследствие этого процесс формирования педагогического мышления – будущих учителей, согласно общей позиции данных авторов, должен сводиться не столько к усвоению готовых педагогических знаний, сколько к воспитанию ценностного отношения в сфере познания педагогической и социальной действительности и отмечают, что основными признаками педагогического мышления является восприятие и осмысление разнообразной информации с точки зрения возможности ее использования в профессиональной, педагогической деятельности.
Ряд авторов усматривают отличительную особенность педагогического мышления в особенностях организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Так, С.И.Архангельсий связывает педагогическое мышление с выработкой у учителя умения думать «за себя» и «за ученика», предвидя ход мыслей последнего и правильно решая возникающие в процессе обучения затруднения.
О.С.Анисимов подчеркивает своеобразие мышления учителя. Оно функционирует двояко:
- в ситуации управления и организации учебной деятельности одного или группы учеников;
- в ситуации рефлексивно – критического анализа и проектирования коррекции своей профессиональной деятельности.
Мы присоединяемся к мнению Н.Д.Хмель о том, что объектом деятельности учителя является педагогический процесс, к организации и управлению которым следует готовить будущих учителей. Отсюда, мышление учителя должно быть направлено на отражение целостного педагогического процесса. Соответственно содержанием педагогического мышления должны являться знания о сущности и особенностях педагогического процесса.
«Экономическое мышление» студента, которым мы пользовались в своем исследовании - это познание сущности экономических процессов, выявление их закономерностей с помощью мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) и реализация экономических знаний, умений и качеств личности в экономической деятельности и поведении в целостном педагогическом процессе. Формирование экономического мышления будущего учителя – это процесс гармонического развития его способностей, позволяющий эффективно проявлять себя в различных сферах деятельности (научно-познавательной, педагогической, предметно-преобразующей, коммерческой, общественно-политической и др.), выработать свой стиль поведения, определенные взгляды и интересы, в результате которых создается система обеспечения положительной результативности труда, которую будущий учитель может передать школьникам.
Современное экономическое мышление мы связываем с познанием сущности функционирования государственных и рыночных механизмов хозяйствования, осознанным использованием экономических знаний для принятия эффективного самостоятельного решения при производстве, потреблении и распределении продуктов и услуг, формированием ответственности за результаты экономической деятельности перед коллективом и обществом.
Для выработки верного методологического подхода к проблеме формирования и критериев оценки экономического мышления в системе образования возникает необходимость проанализировать взаимосвязь его с категориями «экономическое образование», «экономическое воспитание», «экономическая подготовка», «экономическая деятельность», «экономическое поведение», «экономические интересы» и «экономические потребности».
Экономическое образование (термин В.Д.Попова который, на наш взгляд, является более подходящим при рассмотрении нашей проблемы) есть целенаправленный процесс, призванный дать человеку знания основных экономических законов, экономической стратегии, вооружить экономическими знаниями, обеспечивающими отношение к труду и собственности, последовательное осуществление экономики и бережливости, активное участие в управлении производством.
Основные задачи экономического образования – раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов, формирование и развитие интереса к экономическим подходам в трактовке процессов производственной сферы и производственных отношений. Сущность экономического образования заключается в том чтобы дать людям сумму знаний научить их значимых личностных качеств инициативности, творческого подхода, дисциплинированности, предприимчивости, ответственности и др.
По мнению Л.С.Бляхмана, наиболее существенными являются экономические потребности в самореализации и самоопределении личности в труде, «в общественном признании и самоуправлении. Именно они служат глубинной основной мотивов экономического поведения» .
Под «экономическим поведением» и «экономическим воспитанием» мы понимаем совокупность действий в сфере производства, но и в отношения распределения, обмена, потребления материальных и духовных благ. Они учит ставить цели, оценивать пути их достижения, принимать решения, анализировать результаты; формирует жизненные позиции, социальную адаптацию, модели экономического поведения (освоение основных экономических ролей: производителя, потребителя, продавца, покупателя и др.); развивает навыки предпринимательства, организованность.
Следовательно, можно предположить, что экономические воспитание и экономическое поведение может быть адекватным экономическому мышлению. Подтверждением этого является высказывание А.Маршалла: «Экономическое мышление широко проявляется в человеческом характере».
Анализ различных подходов к взаимосвязи рассмотренных нами позволяет сделать акцент на трех наиболее значимых для нас категории: Экономическое мышление, экономическая деятельность, экономическое поведение. Объем понятия «экономическое мышление» находится в отношении подчинения и выступает в качестве вида родового понятия «экономическое поведение», входит как составная часть в объем двух понятий.
Экономические интересы и экономические потребности с точки зрения логики характеризуют аспекты поведения. В экономических интересах отражаются осознанно те потребности, которые могут существовать объективно. В интересах они не формируются, а отражаются в них. Таким образом, экономическое мышление отражается в экономическом поведении и по нему можно оценивать уровень его сформированности.
Следовательно, экономическое мышление является самостоятельной частью в развитии сознания, умозаключения, воспитания школьника и студента в системе образования «Школа-вуз», имеет специфические цели, задачи, содержания, но находится в диалектической взаимосвязи с другими сторонами мышления, и является элементом общей системы мышления.
Развитие экономического мышление не может рассматриваться как кратковременный процесс. Экономическое образование и воспитание человека осуществляются в течение всей жизни и выступают как одно из средств развития общей культуры человека. Это взаимосвязанный процесс, направленный на формирование и развитие экономического мышления, может быть осуществлен в условиях семьи, начальных, средних и высших учебных заведений.
Список литературы
Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник высшей школы, 1987. №9
Архангельсий С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1990.
Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М., Политиздат, 1990.
Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989.
Каргин С.Т. Влияние профессионально-педагогической направленности обучения на формирование педагогического мышления будущих учителей. Автореф. Дисс… канд. пед. наук. Алма-Ата, 1988.
Маршал А. Принципы экономической науки. М., 1993.
Пискунов А.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов// Советская педагогика,1975. №2
Попов В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании школьников. М., 1995.
Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал, 1993. №5
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Семжанова Г.М. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ МЫШЛЕНИЯ // Международный научно-общественный журнал "DOGMA". – 2024. – № 3(28);
URL: journaldogma.esrae.ru/ru/28-553 (дата обращения:
23.12.2024).